Мозаики и фрески VII в.  

Мозаики и фрески VII в.

В VII в. описанная система, как и стиль изображений, меняется. В предиконоборческое время качество рисунка ухудшается, начинает главенствовать линеарное начало (Лазарев 1971: 92). В живописи лиц перестают применяться мелкие драгоценные камни, но используется в основном смальта (Oakeshott 1967: 154-155). Общая варваризация стиля отразилась и на композиции. Например, в мозаике храма Св. Агнессы в Риме (625 г.) в алтарной конхе изображены три фигуры святых на золотом фоне (ил. 17), композиционно никак не связанные друг с другом: Св. Агнесса с ктиторами. Тема теофании отходит на второй план. Одним из последних теофанических изображений «классического» (не варваризированного) стиля на Римской почве является мозаика храма Св. Космы и Дамиана (530 г.). Теперь наряду с теофаническими композициями существуют другие.

В капелле Сан Венанцио церкви Сан Джованни ин Латерано (2 четв. VII в.) в алтарной конхе можно видеть Богоматерь Оранту с предстоящими Ей Павлом и Петром, Иоанном Евангелистом и Иоанном Предтечей. Над сонмом святых – погрудное изображение Христа Пантократора с символами четырех евангелистов. Можно предположить, что основой подобной композиции послужили купольные изображения Вознесения, которые в доиконоборческую эпоху могли существовать в Византийском искусстве (церковь Св. Апостолов в Константинополе, церковь Успения в Никее) (Лазарев 1986: 63). В композиции Вознесения так же, как в конхе Сан Венанцио можно видеть Богоматерь Оранту со святыми и Спасителя над ними.


3955293323704797.html
3955332970017396.html
    PR.RU™